Что такое семейное образование?
Прежде всего нужно понимать, что в соответствии с Законом об образовании семейное образование – это форма обучения при получении образования вне образовательной организации. Понятие «семейное образование» не нужно путать с такими понятиями как «домашнее обучение», «обучения на дому», «обучение по индивидуальному учебному плану» и т.д
Нормативные документы и материалы.
При переходе на семейное образование можно воспользоваться следующими документами и материалами:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее Закон об образовании);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.№ 1015«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» (далее — Письмо);
Приказы Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394 и от 26 декабря 2013 г. №1400с внесенными в них изменениями об утверждении порядков проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования соответственно;
Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
ФГОС общего образования;
нормативно-правовые акты субъекта РФ;
локальные акты образовательной организации, содержащие информацию об аттестации обучающихся, получающих образование в форме семейного образования.
В Законе об образовании важно обратить внимание на статьи:
17 (про формы получения образования),
33 (кто такой экстерн),
34 (о сдаче экзаменов экстерном),
44 (о праве выбора форм получения образования и форм обучения с учетом мнения ребенка и об ответственности родителей),
45 (о защите прав обучающихся и родителей),
58 (о последствиях неудачной сдачи и пересдачи экзамена),
63 (об обязанности родителей извещать местные органы власти о своем решении обучать ребенка вне школы).
В Письме содержатся подробные разъяснения Минобрнауки России по вопросам применения указанных статей Закона об образовании при организации семейного образования.
При ознакомлении с региональными документами следует обратить внимание на наличие положения о компенсационных выплатах на семейное образование, т.к. в некоторых субъектах Федерации такие выплаты могут быть предусмотрены, а также на возможности получения методической и психологической поддержки.
В образовательной организации изучаются локальные акты, в которых излагается порядок проведения промежуточной аттестации. Если установленный порядок не устраивает родителей (законных представителей), они могут поменять образовательную организацию.