В современном образовании немало проблем, и ничего удивительного, что к качеству оценивания в школе сейчас предъявляется много претензий. За критикой уже практически теряется понимание самого смысла отметки.
Не затрагивая вопрос качества, напомним, что отметка – это один из инструментов для выстраивания отношений всех участников образовательной системы между собой: ученика и учителя, ученика и родителя, учителя и родителя, учителя и директора школы, администрации школы и системы управления образованием.
Отметка позволяет понять, насколько продвинулся ученик в освоении знаний и чему стоит уделить повышенное внимание, насколько хорошо работает учитель – то есть показать эффективность всей системы и каждого ее звена.
Так же, как и деньги в рыночной системе, отметка служит общим эквивалентом полученных знаний умений и навыков. Инструмент несовершенный, но до сих пор его не смогли ничем заменить и пользуются им во всем мире. Отметки как выражение результата обучения предъявляются при поступлении в вуз или техникум, помогают сравнить учебные заведения между собой.
Получение аттестата государственного образца означает соответствие полученных знаний общему для всех стандарту (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт). В стандарте предусмотрен только один уровень обученности – минимальный и обязательный для всех. Он должен быть усвоен, в противном случае ученик считается неуспевающим, а учитель, допустивший такое, – не выполняющим свои функции.
Любая аттестация проводится в соответствии с определенными требованиями: существует единая бальная система (у нас в стране используется пятибалльная система, к которой сводятся все остальные, в том числе, баллы на ГИА), к каждой аттестации разрабатываются критерии оценивания.